skoda raktu gamyba; ивановский трикотаж оптом от производителя официальный сайт

Повышения информированности населения о банках и банковских услугах может предотвратить банковский кризис

Дата: 09.10.2013
Рубрики: Кредиты (Общая информация)


На протяжении долгого времени в России происходит ускоренное развитие сектора банковских услуг для населения. Появляются новые кредитные и депозитные продукты, множество новых услуг, электронные сервисы. При столь заметном росте спроса на банковские услуги мы понимаем, что без повышения информированности населения о банках и банковских услугах, о правилах взаимоотношений клиента с банком этот сегмент финансового рынка не сможет дальше эффективно развиваться.

Для того чтобы мы не учились на собственных ошибках, а грамотно использовали весь спектр современных финансовых возможностей, необходима большая разъяснительная работа. Например, рост доли просроченной задолженности физических лиц в кредитных портфелях банков уже говорит о проблеме: часть заемщиков не была информирована об эффективной процентной ставке по кредиту, а кто-то, наверное, вообще не знал или не верил, что кредит придется когда-то отдавать.

«Анализируя роль социальных институтов (телевидение, газеты, экономические учреждения и т.п.) в повышении финансовой грамотности населения, мы с удивлением для себя обнаруживаем, что есть организации, которые говорят с людьми о деньгах в других «измерениях», нежели банкиры, экономисты, ученые», – говорит Александр Игин, директор Агентства по возврату кредитных долгов. Решая непосредственно основную задачу «возврата долгов», коллекторские агентства несут заемщику экономические знания, позволяющие тому впоследствии вернуть долг. По мнению эксперта, существуют методы воспитания финансовой грамотности человека, которые может использовать специалист (банковский работник, сотрудник коллекторского агентства).

Как должны действовать банки и другие финансовые институты для того, чтобы помочь в создании финансово-грамотного населения – вопрос сложный, и его решение не может быть мгновенным. «Работа над финансовой грамотностью населения требует планомерной работы. К примеру, актуальный сегодня вопрос о раскрытии эффективной ставки. Банк до сих пор не заметил и также не ожидает существенного изменения ситуации на рынке кредитования в связи с раскрытием информации об эффективной ставке», – комментирует ситуацию пресс-служба Банка «Хоум Кредит». Первые исследования показывают, что 1 человек из 10 спрашивает об эффективной ставке. Это говорит в первую очередь о том, что население еще мало отдает себе отчет в том, что это такое и что дает ее раскрытие. Единичные действия не влекут за собой ликвидации неграмотности. Необходимо постоянно работать с населением, осуществлять широкомасштабные программы с привлечением центральных СМИ, банковских ассоциаций, продолжают эксперты.

«Финансовые институты различными способами ведут самостоятельную работу по образованию клиентов, однако необходимо централизованное участие государства в решении этой проблемы», – считает Валерий Зинченко, вице-президент НОМОС-Банка. Существуют универсальные рецепты просвещения: книги, вводные бесплатные курсы, передачи на радио и ТВ. Но помимо этого нужны целевые методы, направленные на конкретные аудитории. Например, удачным способом приобщения школьников к миру финансов могла бы стать компьютерная игра, которая бы моделировала различные ситуации, требующие знаний в области экономики и финансов, продолжает Валерий Зинченко.

До взрослых же необходимо донести простую мысль – пробел в финансовом образовании может стоить очень дорого, особенно сегодня, когда финансовый сектор стремительно развивается, проникая в разные сферы жизни. Поняв это, каждый сможет выбрать наиболее удобный для себя способ обучения, резюмирует эксперт. Отсутствие у большинства населения финансовой образованности является одним из слагаемых роста просроченной задолженности по кредитам. У банков-лидеров потребительского кредитования объем просрочки превышает 5%, что по международным меркам считается критическим показателем.

Источник: РБК.Кредит