Популярность автокредитов

Популярность автокредитов

Дата: 16.10.2013
Рубрики: Аналитика по кредитам


Продажи иномарок растут за счет кредитных схем. Москва и другие крупнейшие российские города переживают настоящий бум продаж автомобилей в кредит. Если в начале года в кредит продавались лишь единицы процентов иностранных автомобилей, то к концу лета у некоторых дилеров продажи в кредит достигли 30 - 40% , а в среднем по крупнейшим городам они составляют 10 - 20%. Торговцы говорят, что причиной этого стала конкуренция среди банков, снизивших ставки кредитов и упростивших процедуру их получения, и предсказывают дальнейший рост продаж в кредит, в том числе и русских авто.

По итогам первого полугодия 2002 г. ведущие иностранные автоконцерны дружно рапортовали об увеличении объемов продаж в России на треть. Исследование "Ведомостей" показывает, что во многом этот рост обусловлен набирающими популярность продажами в кредит.

О том, что за последние 5 - 9 месяцев продажи автомобилей в кредит выросли "в разы", говорят практически все торговцы автомобилями низкой и средней ценовых категорий. "В последнее время эта услуга достаточно популярна. (Мы наблюдаем) очень сильный скачок по сравнению с маем-июнем", - говорит менеджер по кредиту и лизингу компании "АвтоГанза" (официальный дилер Volkswagen) Екатерина Кваснюк.

Торговцы признают, что причиной неожиданно возникшей сверхпопулярности приобретения легковушек в кредит стали действия не автодилеров, а банков. "Продажи машин в кредит - это заслуга банков, - говорит начальник отдела розничных продаж автосалона "Тойота - Центр Лосиный Остров" Антон Козлов. - Если раньше (от покупателей) требовали массу документов, которые очень трудно собрать, - вплоть до справок из ЖЭКа и неврологического диспансера, то сейчас все упростилось до минимума. Необходимы только копии документов, которые есть у каждого человека". Козлов обращает внимание и на изменение ставок по кредитам: если в 2000 - 2001 гг. они составляли 18 - 19% в год, то сейчас снизились до 11 - 12%. "По условиям кредита мы уже приближаемся к западным - 2,5 - 3 года и порядка 10% годовых", - утверждает член правления "Автомира" Сергей Алексейчук.

Банки формируют рынок.
До середины 2001 г. рынок автокредитования в России развивался достаточно вяло: после кризиса 1998 г. фонд "США - Россия" стал сворачивать свою программу, по которой он предоставлял банкам-участникам ресурсы на автокредиты. Из банков, ранее работавших по программе фонда на рынке остались ИБК, Пробизнесбанк, "Первое ОВК" и Межпромбанк. В лидеры рынка очень быстро вырвался ИБК - в лучшие времена объем выданных им кредитов доходил до $1 млн в месяц. На момент отзыва лицензии (апрель 2002 г. ) в портфеле у банка было около 1200 автокредитов на общую сумму $17 млн, а портфели Межпромбанка, Пробизнесбанка и банка "Первое ОВК" не доросли до таких до таких объемов до сих пор.

После того как у ИБК отозвали лицензию, наследство этого банка поделили Газпромбанк и "Евротраст" - первый за долги получил портфель из 800 автокредитов, второй - команду менеджеров, которые сформировали этот портфель. Несмотря на то что кредиты ИБК достались Газпромбанку, наследником бизнеса стал все-таки "Евротраст" - бывшие менеджеры ИБК в мае запустили в банке именно ту программу, которая вывела ИБК в лидеры.

Кроме Газпромбанка и "Евротраста" на рынок с конца прошлого года со своими программами вышли еще пять банков. Это привело к существенному снижению ставок, облегчению процедуры получения кредита. Банки перестали требовать от заемщиков справки о доходах, а сроки выдачи кредитов сократились до 3 - 5 дней.

Первым из новичков в ноябре программу автокредитования запустил Собинбанк - он предложил низкую для того времени ставку в 15% и не стал требовать справку о доходах. В конце года практически одновременно программы автокредитования объявили извечные конкуренты - Raiffeizenbank и Международный московский банк (ММБ) , предложив заемщикам ставки 12% и 13% соответственно. ММБ довольно быстро пересмотрел ставку, снизив ее до 12% по кредитам размером от $7000 до $25 000. В обоих банках можно получить кредит без справки о доходах, но в этом случае ставка увеличивается до 14%. Летом к этим двум "иностранцам" присоединились еще два банка - МДМ-банк и Банк Москвы, предложив заемщикам одинаковые ставки - 15%. На рынке возникла конкуренция, которая привела к пересмотру другими банками своих программ. Межпромбанк снизил ставки до 14% , обещает так же поступить в ближайшее время и банк "Первое ОВК".

Потенциал рынка автокредитования пока гораздо шире того, что смогли охватить банки, - по оценке "Ведомостей", совокупный портфель автокредитов московских банков сейчас составляет около $45 млн (с учетом всех тех кредитов, которые банки выдали начиная с 1999 г). По мнению банкиров, спрос на кредиты может вырасти до $200 млн в год. "В планах на отдаленную перспективу мы исходим из предположения роста рынка автомобильных продаж, как минимум, на 20% в год, - считает заместитель председателя правления Собинбанка Александр Баскаков. - Таким образом, в России в 2005 г. будет продано не менее 170 000 новых иномарок. Можно предположить, что средняя цена покупки будет постепенно снижаться в сторону уменьшения, но все равно не опустится ниже $15 000. Мы надеемся, что к 2005 г. не менее 10% автомобилей будут приобретаться в кредит, что даст банкам суммарный рынок финансирования в размере $200 млн".

В основном перечисленные банки конкурируют на рынке кредитования иномарок, где средний размер кредитов превышает $10 000. Покупку "ВАЗов" практически монопольно кредитует банк "Русский стандарт" - он значительно опережает другие банки по размеру кредитного портфеля: "Русский стандарт" выдал уже более 6000 кредитов на общую сумму $16 млн (средний размер кредита $2700). И это при том что кредитная ставка этого банка фантастически высокая - 55% годовых (банк выдает кредиты только в рублях). Для примера: в Сбербанке, который предоставляет кредиты на неотложные нужды не на один год, как "Русский стандарт", а на пять лет, рублевый кредит можно получить по ставке 22% , а валютный - 13%. Но в Сбербанке заявка будет рассматриваться 12 дней, от заемщика требуют поручителей и большое количество справок, а "Русский стандарт" принимает решение о выдаче кредита в день обращения. Заемщик предъявляет паспорт, заполняет анкету - и все.

Ускорить процедуру оформления кредита "Русскому стандарту" позволяет балльный метод оценки заемщиков (так называемый скоринг) : ответам заемщика на каждый из вопросов подробной анкеты автоматически присваиваются баллы, итоговая сумма дает ответ на вопрос, может ли клиент получить кредит. Пока никто, кроме "Русского стандарта", с балльной системой не экспериментирует, но подумывают о внедрении экспресс-систем многие (хотя они, по словам участников рынка, предполагают достаточно высокий процент невозврата кредитов). "На протяжении последнего года банки идут к минимизации документооборота при выдаче кредита физлицу, поскольку поточный метод - единственный способ обеспечения доходности проекта", - говорит начальник отдела кредитования физических лиц МДМ-банка Екатерина Демыгина. Как сообщили "Ведомостям" в "Первом ОВК", в ближайшее время этот банк намерен запустить программу "Экспресс-кредит" с получасовым сроком оформления.

По словам Алексейчука из "Автомира", в этой компании из примерно 2000 продающихся в месяц "ВАЗов" от 150 до 200 реализуются по кредитам "Русского стандарта". В "Автореале" в кредит продается около 20% автомобилей российского производства - и тоже преимущественно по кредитам "Русского стандарта" (как сообщил коммерческий директор этой компании Игорь Тимашков, в начале года продажи в кредит не превышали 6% ). В "Инком-Ладе" в январе в кредит продавалось 0,7% "ВАЗов", а в августе - уже 8,4%.

Дорогие авто - за наличный расчет.
Быстрый рост продаж в кредит характерен пока только для иномарок нижней и средней ценовых категорий, а также для автомобилей российского производства, но никак не для дорогих автомобилей. Как утверждают дилеры Toyota, в основном в кредит покупают Corolla, Avensis, Camry и RAV 4. Внедорожники Land Cruiser 100 и Prado в кредит тоже покупают, но такие случаи единичны (на прошлой неделе, впрочем, в Москве был продан роскошный Lexus RX300). По мнению менеджера одного из автосалонов, банки с опаской подходят к предоставлению кредита на дорогие машины из-за возможных трудностей с реализацией залога. В компании "Ауди Центр Север" сообщили, что за последний год доля Audi, продаваемых в кредит, существенно не увеличилась, оставаясь в диапазоне 5 - 10%. Чаще всего, говорят сотрудники компании, в кредит покупают Audi A4, за ней с небольшим отрывом следует Audi A6. В первом полугодии Audi продала 1508 автомобиля - на 59% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Компании же, торгующие автомобилями дешевле $20 000 - 25 000, хором говорят о быстром росте продаж в кредит. Как заявили "Ведомостям" в отделе по продажам физическим лицам московской компании "Пеликан Авто" (один из крупнейших российских дилеров Skoda) , сейчас "Пеликан" продает в кредит частным покупателям 10 - 15% автомобилей. При этом в начале года продажи в кредит не превышали 5%. "Увеличив продажи общие, мы хотим выйти на уровень продаж в кредит в 20% , а в идеале на 30% ", - заявил представитель компании. По словам сотрудника компании, количество покупателей, приобретающих в кредит Skoda Fabia и автомобиль более высокого класса - Skoda Octavia, примерно одинаково. Skoda в первом полугодии продала 5063 автомобиля - на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как сообщил "Ведомостям" Игорь Мосиенко, генеральный директор компании "Автоевросервис" (импортер Peugeot) , 90% получаемых клиентами его компании кредитов на покупку автомобилей находятся в диапазоне $9000 - 12 000 (первоначальный взнос - 30% от стоимости автомобиля). По словам Мосиенко, 55% кредитных продаж частным лицам приходится на Peugeot 307, еще около 20% - на Peugeot 206. Peugeot в первом полугодии продала 3608 автомобиля, увеличив реализацию автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в два раза.

Как сообщила менеджер по кредиту и лизингу компании "АвтоГанза" (официальный дилер Volkswagen) Екатерина Кваснюк, сейчас компания продает в кредит уже 35 - 40% автомобилей. По ее словам, в начале лета в кредит продавалось лишь 5 - 10% автомобилей. Среди факторов, повлиявших на рост объемов продаж в кредит, Кваснюк называет активизацию рекламы этого вида услуг и упрощение условий получения кредита. В основном, по словам Кваснюк, в кредит приобретается Passat, за ним идут Golf и Bora. В первом полугодии Volkswagen продал 3983 машины - на 29% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Бестселлерам - специальные условия.
С середины лета на рынке стала заметна новая тенденция: банки и представительства иностранных автопроизводителей заключают соглашения о льготном кредитовании моделей, наиболее активно продвигаемых на рынок. Так, например, Raiffeizenbank буквально несколько дней назад заключил с российским представительством Toyota Motor соглашение, по которому кредит на покупку автомобилей марки Corolla в Москве и Петербурге можно получить по ставке 11% (покупку остальных моделей Toyota Raiffeizenbank кредитует под 12% ). Предварительное решение о выдаче кредита на Corolla можно будет получить в течение пяти минут, а решение о его выдаче будет приниматься в течение одного дня. По словам пресс-секретаря представительства Toyota Анастасия Кокорева, "спецпредложение" по Corolla имеет временный характер.

Как сообщил начальник отдела розничных продаж автосалона "Тойота Центр Лосиный остров" компании "Тойота Бизнес Кар" Антон Козлов, в этом салоне в кредит продается сейчас около 10% автомобилей. При этом, например, в салоне "Тойота Центр Битца" доля продаж в кредит доходит до 15% , а анкеты на получение кредита подают около 20% покупателей. Toyota в перовом полугодии продала 2884 автомобиля - на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Специальную программу кредитования представил после запуска завода во Всеволожске Ford. Спецпрограмма распространяется на выпускаемый этим заводом Ford Focus. Банки - партнеры Ford - Межпромбанк, Русьбанк и "Петровский" - предоставляют кредит под 10% годовых в валюте - это одна из самых низких на сегодняшний день ставок, однако от покупателей требуется оплатить сразу 50% стоимости машины, а не 30% , как в большинстве присутствующих программ. Как сообщила пресс-секретарь "Форд Мотор Компани" Оксана Хартонюк, по состоянию на 13 сентября покупателями были заказаны 1949 всеволожских Focus, при этом около 20% покупателей заявили о желании воспользоваться кредитной программой. "Мы предполагаем, что этот процент будет около 25% в момент доставки автомобилей", - говорит Хартонюк. Банки-партнеры ассигновали на программу $30 млн, что достаточно для покупки примерно 5000 автомобилей.

Все прочие модели Ford, кроме всеволожского Focus, продаются дилерами компании на обычных условиях. Как утверждают в "Форд Мотор Компани", с использованием кредитных схем в розницу продается сейчас около 7% автомобилей "нероссийского" производства.

Другие внутрироссийские производители иномарок пока лишь подумывают о создании специальных программ кредитования продаж выпускаемых автомобилей. Как сообщил "Ведомостям" пресс-секретарь компании "Автофрамос" (российское представительство Renault) Ян Доризон, хотя большинство из 43 дилеров французской компании в России сотрудничают в реализации кредитных программ с местными банками, компания не готова пока объявить об особых условиях кредитования при приобретении автомобилей Renault Symbol, которые будут изготавливаться в Москве.

А Павел Лешаков, пресс-секретарь компании "Автотор", на предприятии которой в Калининградской области собираются автомобили Kia и BMW, заявил "Ведомостям", что руководство компании ведет переговоры с рядом банков о сотрудничестве в области продажи машин в кредит.

По материалу: Ведомости