Что дает страхование?
Дата: 28.09.2013
Рубрики: Страхование
Страховой полис
Высокие художественные достоинства всегда отличали русский страховой полис. Полисы начала 19 века имели, как правило, большой формат - иногда более полуметра, богатое графическое оформление, яркие краски. На гравюрах, выполненных в том числе и известными художниками, были легко узнаваемы исторические и мифологические сюжеты и герои. Все это придавало первым страховым полисам вид особо важных документов, подчеркивало солидность и надежность страховой компании, а также демонстрировало ее уважительное отношение к клиенту.
Широкое распространение полисы получили после 1827 года, когда возникла первая отечественная акционерная страховая компания - “Российское страховое от огня общество”. Главной бедой России того времени были пожары, как языком слизывающие целые кварталы и районы города. Поэтому не удивительно, что первыми полисами были полисы именно “огневого страхования”. Часто на них изображались картины пожаров, а поясняющие подписи под гравюрами призывали страховать дома от огня. Таким своеобразным способом на первых порах внедрялась в массы страховая культура.
Помимо этого сюжетами картин могли стать достопримечательности городов, где работала страховая компания, например, памятник Петру I. А также символы, отражающие название компании: якорь (страховая компания “Якорь”), саламандра - мифическое существо, по поверьям, живущее в стихии огня (страховая компания “Саламандра”), сказочная птица Феникс, сжигающая себя и вновь возрождающаяся из пепла. Такого рода символика не вызывала проблем с расшифровкой и пониманием ее в среде тогдашней интеллигенции. По мере “внедрения” идеи страхования в общество, полисы страховых компаний становились все проще и лаконичнее.
Художественный перевес в эти годы смещался в сторону полисов страхования жизни. Они оформлялись с особой тщательностью - на хорошей плотной бумаге, с сюжетными рисунками, богатой красочной палитрой. “Это объяснялось, - как считает Генеральный директор страхового общества “СО Зенит” Александр Кабанов, - их потенциально длительным сроком службы - 10-30 лет, именно на такие сроки заключались тогда договора страхования жизни. А также тем, что полисы должны были производить солидное впечатление, вселять в клиентов уверенность”. Кроме того, этот вид страхования, как достаточно дорогостоящий и только зарождающийся, требовал определенных рекламных вложений. Новое страхование проводила тогда страховая компания “Жизнь”.
Современные российские компании по-разному относятся сегодня к оформлению своих полисов. Большинство их печатной продукции содержит только фирменный знак и в основном носит чисто прикладной характер. Некоторые компании, взявшие звучные имена своих “страховых предков”, стилизуют полисы под старину, пытаясь играть роль духовных преемников известных страховщиков. Однако большинство страховщиков все же придерживается утилитарно-рационального подхода к оформлению полисов. По мнению Начальника отдела комплексного страхования СГ “Межрегионгарант” Ирины Кочергиной, главное в полисе - это его функциональность и удобство с точки зрения простоты и доступности информации для страхователя. По ее словам излишние декоративные изыски иногда приводят к тому, что этот важнейший страховой документ утрачивает свой практический смысл.
Страховые доски
Страховые доски - это металлические таблички величиной 20-25 см. овальной, круглой, квадратной или иной формы с символикой страховой компании, которые в позапрошлом веке помещались на застрахованных домах. В основном они украшали богатые дома и дома среднего класса, застрахованные от пожара на солидные суммы. Доски поменьше закреплялись у входа в застрахованную квартиру. Это был не только практический - обозначить застрахованные помещения - но и эффективный рекламный ход со стороны страховых компаний, конкуренция которых между собой в середине 19 века уже была довольно серьезной.
С учреждением “Российского Транспортного и Страхового Общества” Россия получила первое транспортное страхование - морское и сухопутное, что способствовало оживлению торговли. И здесь нашлось место для применения страховых досок - самые миниатюрные их варианты закреплялись на ящиках и мешках с грузами.
Страховые доски делались из металла путем штамповки и потом раскрашивались. Как правило, они содержали определенный текстовый и изобразительный ряд - фирменный знак, название компании или иную символику, например, герб города, где работала компания. Доски “работали” как на клиента, так и на страховщика: пропагандировали идею огневого страхования и подчеркивали высокий социальный статус владельца застрахованного имущества. Сегодня они, как и страховые полисы, достаточно редки и их владельцами в основном являются музеи и частные коллекционеры. Отдельные экземпляры можно еще обнаружить под толстым слоем краски на домах в российской глубинке.
Впервые страховые доски появились в Англии в 1680 году. Затем они получили распространение в странах Европы и вскоре стали привычным инструментом страховщиков. В первой половине 19 века они перекочевали и в Россию. Коллекционеры говорят, что если бы удалось собрать полное собрание отечественных страховых досок, то их число составило бы примерно 500 единиц.
За рубежом - в Германии, Великобритании, Италии - существуют каталоги страховых досок. Там они в основном являются предметом корпоративного коллекционирования. Современные страховые компании, в силу трудоемкости процесса производства и размещения досок, а также из экономии средств, к сожалению, не используют их в своей практике.
“Возможно, страховые доски стали прообразом стикеров страховых компаний с их фирменным знаком, которые многие автомобилисты размещают на заднем стекле своих машин”, - подмечает Генеральный директор ОАО “Русской страховой компании” Геннадий Смирнов.
По материалам: Личные деньги