Число потребителей пластиковых карт среди американцев увеличивается

Число потребителей пластиковых карт среди американцев увеличивается

Дата: 22.10.2013
Рубрики: Аналитика по кредитам


В последние годы американские покупатели все чаще оплачивают покупки с помощью дебетовых карточек и все чаще используют при этом ПИН-код для инициирования транзакций. Но, возможно, потребители бегут впереди паровоза: по разным оценкам, от 25 до 50% из пяти с лишним миллионов акцептантов в США оснащены устройствами для ввода ПИН-кодов — ПИН-клавиатурами (PIN-pads). При этом практически все эти предприятия торговли и сервиса принимают к оплате кредитные карточки и дебетовые продукты, использование которых предполагает подпись держателя на товарном чеке (так называемые офлайновые дебетовые карточки).

В отличие от кредитных и офлайновых дебетовых карточек, основанные на ПИН-коде транзакции в наши дни популярны главным образом в крупных торговых сетях, бакалейных магазинах, на автозаправочных станциях и в почтовых отделениях. В то же время такие категории акцептантов, как рестораны, универсальные магазины, небольшие («семейные») торговые и сервисные точки, категорически отказываются покупать ПИН-клавиатуры и принимать к оплате онлайновые карточки (в США карточки, использование которых предполагает ввод ПИН-кода, называются «онлайновыми» — Прим. ред.). Стремительно растущее число виртуальных торговцев также предпочитают кредитные карточки, хотя и компании-разработчики, и учреждения по электронному переводу средств который год пытаются добиться прорыва в создании технологии, способной обеспечить удобный для потребителей и надежный способ оплаты покупок на рынке электронной коммерции с помощью онлайновых дебетовых карточек.

Можно назвать множество причин и факторов, затрудняющих дальнейшее развитие инфраструктуры обслуживания онлайнового дебета в США. Некоторые акцептанты ссылаются на хроническую способность покупателей забывать ПИН-код. Другие прямо заявляют о своем нежелании инвестировать средства в покупку ПИН-клавиатур и апгрейд программного обеспечения. Третьи не доверяют своим собственным сотрудникам и не желают отдавать переносные терминалы с ПИН-клавиатурой в руки официантов в ресторанах или рабочих на автозаправках.

Однако наиболее серьезной причиной, заставляющей многих американских акцептантов занимать выжидательную позицию в отношении обслуживания онлайновых дебетовых карточек, является состояние неопределенности, которое в настоящее время явно ощущается в отношениях между двумя крупнейшими платежными системами и торгово-сервисными точками.

После того как внесудебное соглашение по «Делу Wal-Mart» обязало Visa USA и MasterCard International внести изменения в размеры торговых комиссий по транзакциям с использованием дебетовых карточек, началась серьезная перестройка существовавшей в тот период структуры торговых и межбанковских комиссий. В течение последнего полугода платежные системы разработали несколько вариантов новых ставок торговых и межбанковских комиссий по всем типам и видам карточек. Хотя начиная с августа 2003 г. базовые торговые комиссии по офлайновым продуктам на территории США были снижены на 30%, по другим типам транзакций Visa USA и MasterCard International пытаются ввести в действие сложную многоуровневую систему ставок, которая бы помогла им компенсировать потери, связанные с понижением тарифов на офлайновые карточки. Как считают американские эксперты, проходящие сейчас перестройки тарифных структур в платежных системах Visa USA и MasterCard International направлены главным образом на удовлетворение интересов крупных акцептантов, поскольку новые межбанковские комиссии предоставляют торгово-сервисным компаниям с интенсивным транзакционным трафиком существенные скидки.

Дополнительным фактором нестабильности ситуации на американском рынке являются действия национальных и региональных сетей по электронному переводу средств (Star, PULSE, NYCE, Accel и др.), которые традиционно оказывают акцептантам услуги процессинга дебетовых карточек. Воспользовавшись временным ослаблением позиций Visa USA и MasterCard International, многие из этих сетей пошли на повышение тарифов. Можно ожидать, что в ближайшее время между Visa USA и MasterCard International (с одной стороны) и национальными и региональными сетями по электронному переводу средств (с другой стороны) развернется ценовая война, которая в состоянии привести к дальнейшей дестабилизации американского рынка процессинга и эквайринговых услуг в целом.

Так или иначе, но даже в этих, не слишком благоприятных для развития бизнеса, условиях у Visa USA и MasterCard International имеются в запасе несколько козырей, с помощью которых они могут стимулировать акцептантов к обслуживанию онлайнового дебета.

Во-первых, торговые комиссии, установленные платежными системами за основанные на использовании ПИН-кода транзакции по дебетовым карточкам, являются самыми низкими. Это вытекает из того, что ставки межбанковских комиссий по таким транзакциям также являются наименьшими. Например, interchange rate по транзакциям с использованием ПИН-кода по дебетовым карточкам Visa, которые проходят через сеть Interlink, составляют всего 0,65% плюс 12 центов, но в сумме не более 45 центов. Тарифы за транзакции с использованием офлайновых дебетовых продуктов Visa и MasterCard составляют 99 центов. По кредитным карточкам межбанковские комиссии по транзакциям у некоторых категорий акцептантов вообще могут превышать 2 долл. за транзакцию.

Во-вторых, использование ПИН-кода делает транзакции более безопасными по сравнению с транзакциями с помощью офлайновых дебетовых или кредитных карточек. Соответственно, увеличение доли онлайновых продуктов в инфраструктуре обслуживания способствует и сокращению временны€х затрат на разбор претензий и финансовых потерь по возвратным транзакциям.

В-третьих, как показывают многочисленные опросы среди американских потребителей, все большее число держателей отдают предпочтение использованию ПИН-кода взамен подписи на чеках. Недавнее рыночное обследование маркетинговой компании Edgar, Dunn & Co выявило, что 69% респондентов отдают предпочтение транзакциям с использованием ПИН-кода и только 31% — транзакциям на основе подписи держателя. Эти показатели даже выше результатов, полученных при обследовании предпочтений держателей, которое проводилось компанией Dove Consulting в ноябре-декабре 2003 г.: тогда 45% потребителей отдали предпочтение онлайновому дебету, 38% — офлайновым карточкам и 17% не отдали предпочтения ни одному из типов транзакций.

Растущая популярность онлайновых дебетовых карточек среди американских потребителей не может не повлиять на решение акцептантов в пользу обслуживания этих карточек. Чем больше держатели пользуются ПИН-кодом, тем больше акцептантов будет заинтересовано в приобретении терминалов и ПИН-клавиатур для обслуживания таких карточек.

Наконец, в-четвертых, с увеличением спроса на ПИН-клавиатуры и ПО для обслуживания онлайновых карточек компании-производители и поставщики смогут снизить цены за счет увеличения объема продаж. Снижение цен может оказаться решающим фактором в пользу онлайновых дебетовых карточек для многочисленных «семейных» точек торговли и сервиса, которые вынуждены считать каждый цент, чтобы оставаться на плаву.

Как считают американские маркетологи, онлайновый дебет не «заедает» кредитные карточки. Скорее, с увеличением доли платежей с помощью онлайновых дебетовых карточек уменьшается роль таких инструментов платежа, как наличные и чеки. Однако, как предупреждают специалисты, эмитенты дебетовых продуктов и акцептанты онлайнового дебета не могут рассчитывать на то, что такие карточки будут использоваться во всех категориях акцептантов и для всех покупок. По мнению одного из руководителей процессинговой компании National Processing, цветные телевизоры по-прежнему будут оплачиваться с помощью кредитных карточек, в то время как за продукты и бензин будут все чаще платить с помощью онлайновых дебетовых карточек.

Многие американские эксперты указывают также и на то обстоятельство, что рост популярности онлайновых дебетовых карточек не приведет к полному вытеснению офлайнового дебета. Те акцептанты, которые хотят иметь устойчивую клиентскую базу, должны будут предоставить возможность выбора между транзакциями с помощью кредитных карточек, онлайновых и офлайновых дебетовых продуктов.