Достоинства и недостатки лизинга

Достоинства и недостатки лизинга

Дата: 20.10.2013
Рубрики: Аналитика по кредитам


10 июня в "Марриотт ГрандЪ" отеле состоялась IV Ежегодная конференция "Лизинг как эффективный инструмент развития бизнеса", в рамках которой прошел круглый стол с аналогичным названием. В ходе круглого стола в качестве лизингополучателей выступили директор департамента проектного финансирования компании "Пик" Алексей Цветков, финансовый директор "Кубаньагропрод" Дмитрий Костылев, а также финансовый директор Национальной лесоиндустриальной компании Евгений Лунеев.

Директор департамента проектного финансирования компании "ПИК" Алексей Цветков сообщил, что группа компаний "ПИК" занимается инвестированием в строительство жилья, в нее входит около 20 компаний, которые занимаются строительством, а также производством строительных материалов. "Мы строим 20% рынка жилья в Москве, - подчеркнул А. Цветков. - Выручка только по двум компаниям группы, которая занимается инвестированием, составила более $ 400 млн за прошлый год". Что касается непосредственно опыта лизингополучателей, то генподрядная организация группы закупает колесную строительную технику и технику, работающую непосредственно на строительных площадках. Говоря о преимуществах лизинга, то в качестве основного А. Цветков назвал "удлинение пассивов, так как получить кредит в банке на закупку строительной техники на 5-6 лет достаточно проблематично". Вторым плюсом им была названа экономия, так как "можно строить любые схемы, позволяющие выкупать технику по остаточной стоимости, а также применять коэффициент ускоренной амортизации". Важным фактором также является оперативность рассмотрения кредитных заявок. "Все лизинговые компании, с которыми мы работаем, а это 6 компаний, которые являются лидерами в данной сфере, рассматривают заявки в течение 2 недель", - подчеркнул А. Цветков.

Он рассказал участникам конференции и "историю успеха". Была приведена в пример сделка по приобретению промышленного оборудования немецкого производства с использованием экспортного страхового агентства "Гермес" при участии российского банка-партнера. А. Цветков сообщил, что сделка была проведена за 2 месяца. Эффективная процентная ставка составила 6,8% при кредите на 5 лет. "Неплохо для компании, неизвестной западным банкам", - резюмировал он.

Финансовый директор "Кубаньагропрод" Дмитрий Костылев сообщил, что в группе, которую он представляет, 4 компании, оборот каждой за два года составляет в среднем $ 35 млн. Что касается лизинговых операций, то пока в активе компании 3 сделки. При лизинговых операциях в сельском хозяйстве, подчеркнул он, эффективная процентная ставка выше, чем при классическом банковском кредитовании, хотя лизинг и дает возможность привлекать деньги на более длительный срок – на 5 лет против "банковских" 2-3 лет, но ставка составляет 25-30%. В качестве плюсов использования лизинга он назвал налоговую оптимизацию.

В свою очередь Евгений Лунеев, представляющий ЗАО НЛК, оборот которого составляет $ 100 млн, в своем выступлении сосредоточился на слабых точках российского рынка лизинга. Поскольку для его компании вопрос привлечения капитала стоит остро - оборот каждые два года удваивается – финансовая служба "делает все для того, чтобы привлечь финансирование на наилучших условиях и по наименьшим ставкам". С этой целью был проведен анализ российского рынка лизинга. Его итогом стал вывод, что лизинг является неэффективным способом привлечения финансирования. По словам Е. Лунеева, многие компании оперируют таким понятием, как среднегодовое удорожание оборудования, благодаря которому заявленная лизинговой компанией эффективная процентная ставка в 8% "превращается" в 30%. "Надеюсь, лизинговые компании станут более открытыми в предоставлении информации", - подытожил он, назвав в качестве основной проблемы развития российского рынка лизинга высокие процентные ставки.

Многие российские лизинговые компании считают себя рафинированными финансовыми институтами, и пытаются выполнять функции банков, отметил Е. Лунеев. Он пояснил, что когда с его фирмой работает компания - продавец оборудования, то она берет на себя риски, предлагая, например, изношенное на 40% оборудование за 30% его стоимости, и для них это нормальный бизнес. Большая же часть российских лизинговых компаний к этому не готова, и от подобного варианта стремятся уйти. "Этот риск давит на процентные ставки и поднимает их еще больше", - резюмировал Е. Лунеев, отметив, что не знает, будут ли лизинговые компании дальше работать в стиле "конкуренции с банками".

В качестве третьей проблемы он обозначил то, что "нет понимания того, что российские лизинговые компании готовы пойти на серьезные объемы сделок". По его словам, статистика показывает: основной объем сделок приходится на суммы в $ 50-100 тыс. до миллиона. "Когда речь заходит о многомиллионных контрактах, то у лизинговых компаний падает энтузиазм", - подчеркнул он. Представитель ЗАО НЛК сообщил, что для большинства лизинговых компаний, активы которых составляют $ 30-40 млн, сделка в $ 5 млн составляет "большой процент от бизнеса". Это приводит к тому, что взаимоотношения становятся "слишком тесными и нерыночными". По мнению Е. Лунеева, лизинг на данный момент актуален для малого бизнеса, который не может привлечь финансирование из банков или из-за рубежа. Для средних компаний лизинг когда-то эффективен, а когда-то нет, подытожил он.

Общим мнением участников круглого стола cтала следующая оценка: российский рынок лизинга переживает период становления, отсюда и вытекают те минусы, о которых шла речь. Недаром большинство выступавших подчеркивали тот факт, что имеющиеся проблемы решаемы. В свою очередь представители лизинговых компаний уверены, что в ходе совместной работы с лизингополучателями эти трудности могут быть преодолены.

По материалам Альянс Медиа.