Рост спроса на автолизинг

Рост спроса на автолизинг

Дата: 15.10.2013
Рубрики: Аналитика по кредитам


Количество автотранспорта, передаваемого в лизинг, продолжает расти. Не последнюю роль в росте объемов играют изменения условий финансирования.

При покупке автомобилей клиенты все чаще сравнивают возможности лизинговых схем с кредитными программами для физических лиц, которые предлагают банки, и просят увеличить срок лизинга и снизить аванс. Также сложилась категория клиентов, которые меняют приобретенные в лизинг машины в период самого пика автолизинга: им интересна услуга trade-in, когда лизинговая компания выкупает машины у клиента по окончании лизингового договора.

Это приводит к тому, что стоимость услуг у лизинговых компаний снижается, процедура заключения сделки упрощается, клиентам предлагают новые программы, к примеру, с уменьшением размера авансового платежа с 30 до 20%, что практикуют многие компании. Кроме того, появились компании, предлагающие 100%-ное финансирование.

Срок лизинга автотранспорта вырос до пяти лет. Клиенты выиграли, но маржа лизинговых компаний в среднем по рынку снизилась с 8-11 до 6-8%. Для предприятий, в отличие от частных клиентов, важны не только ставки, взносы и сроки. Предприятия выбирают лизинг из-за налоговых послаблений и большого числа дополнительных льгот и услуг, позволяющих все хлопоты по регистрации, техосмотру, сервису, ремонту, страхованию переложить на плечи лизинговой компании. К тому же компании-лизингополучатели в качестве дополнительных бонусов для своих менеджеров могут после 2-3 лет эксплуатации автомобиля предоставить им право выкупа по минимальной остаточной стоимости. Еще плюсы – рассрочка платежа, ускорение списания стоимости имущества, уменьшение налога на имущество и прибыль, выделение НДС в лизинговых платежах и принятие его к зачету, включение лизингового платежа в затраты. Предприятия чаще всего приобретают в лизинг грузовые автомобили и крупную строительную технику, а также машины представительского класса. Грузовые автомобили приобретаются для коммерческих нужд юридическими лицами и ПБОЮЛ – этот сегмент быстро освоил удобство и преимущества лизинга. Легковые иномарки приобретаются для сотрудников крупных компаний, иностранных представительств.

Однако в этом году в структуре автолизинга произошли существенные изменения. Еще несколько лет назад в России услугами автолизинга пользовались только крупные компании, например, автоперевозчики или промышленные группы, имеющие собственный автопарк. Сейчас все большую популярность приобретает розничный автолизинг. Именно в эту нишу устремились крупные финансовые игроки. Основным предметом лизинга в этой области является легковой автомобиль, основными клиентами розничного автолизинга – малый и средний бизнес. Небольшие развивающиеся компании используют лизинг для приобретения дорогостоящей техники из-за нехватки средств. Крупные промышленные холдинги привлекает в лизинге экономия на налогах и обслуживание по принципу "все включено" (полный лизинг).

Полный лизинг подразумевает обслуживание лизинговой компанией автомобиля во время действия договора лизинга. Это ремонт и сервисное обслуживание на технических станциях и даже заправка автомобиля бензином. Лизинговая компания берет на себя всю организационно-документарную и финансовую работу с этими службами. К сожалению, пока такой сервис доступен преимущественно столичным фирмам. Однако в связи с тем, что московский рынок уже переполнен, столичные компании вынуждены расширять географию автолизинга. Это позволит познакомиться с преимуществами автолизинга и другим российским регионам.