Тойота Банк поднимает продажи японских автомобилей

Тойота Банк поднимает продажи японских автомобилей

Дата: 17.09.2013
Рубрики: Автокредит без каско


Эксперты считают, что банк займет порядка 50% рынка продажи в кредит машин марок Toyota и Lexus.

Конкуренция на рынке автокредитования обостряется. 10 сентября Тойота Банк объявил о начале розничных операций. Не исключено, что со временем банк начнет кредитовать покупку автомобилей и других марок, которые будут продавать его дилеры. Некоторые участники рынка сомневаются, что Тойота Банку удастся стать заметным игроком на рынке автокредитов, полагая, что он может рассчитывать максимум на 5%. Однако другие говорят, что банк имеет шанс завоевать более внушительную долю.

ЗАО «Тойота Банк» — «дочка» немецкого Toyota Kreditbank GmbH (владеет 99% акциями банка, 1% принадлежит Toyota Leasing GmbH) и часть структуры Toyota Financial Services Corporation (Япония). Это первый специализированный «автокредитный» банк в России, получивший лицензию ЦБ (21 июня 2007 года). Его уставный капитал составляет 340 млн. рублей. Банк будет выдавать кредиты на покупку автомобилей Toyota и Lexus под 9% в долларах и 11% в рублях. За оформление кредита он будет брать разовую комиссию в 50—100 долларов на приобретение Toyota и 100—200 долларов на покупку Lexus. Основной целью Тойота Банка является поддержание продаж автомобилей Toyota и Lexus. По данным экспертов, в прошлом году в России было продано около 600 тыс. автомобилей (объем рынка составил около 20 млрд. долларов), из них около 30% пришлось на эти марки.

Сейчас у Тойота Банка два подразделения — в официальных дилерских центрах Toyota и Lexus. До конца текущего и в начале следующего года он планирует открыть еще 16 отделений во всех официальных дилерских центрах Toyota и Lexus, а в 2008 году — начать работать в Санкт-Петербурге. «Затем мы рассмотрим возможность выхода на региональные рынки», — сообщил 10 сентября журналистам глава представительства Toyota Kreditbank GmbH Олаф Найтцш. По его словам, на первом этапе банк будет выдавать кредиты на новые Toyota и Lexus. Но в будущем планирует добавить «новые характеристики продуктов». Не исключено, что ими станут кредиты на покупку автомобилей других марок, а также подержанных «Тойот» и «Лексусов» — «если их будут продавать дилеры Toyota».

Как отметил г-н Найтцш, отличительная особенность «Тойота Банка» в том, что оформление всех документов происходит прямо в дилерском центре, в то время как для полного оформления кредитов в неспециализированных банках необходимо ехать к ним в офис. «Это наше основное удобство», — отметил г-н Найтцш. Он добавил, что сейчас у банка пять партнеров-страховщиков – РОСНО, Ингосстрах, «Ренессанс Страхование», Военно-страховая компания, НАСТА. Но этот список, по его словам, не окончательный, поскольку банк продолжает переговоры с компаниями.

По данным главы Toyota Kreditbank, сейчас в России в кредит продается порядка 30—40% «Тойот» и «Лексусов». Однако он отказался прогнозировать, насколько вырастут продажи в кредит после начала работы банка. Также не стал сообщать, сколько кредитов банк планирует выдать в ближайшее время, и какую долю рынка займов на покупку Toyota и Lexus он намерен занять, заметив лишь, что Тойота Банк будет контролировать его «основную часть».

Эксперты полагают, что для наращивания своей доли на этом рынке Тойота Банк может прибегнуть так называемому административному ресурсу. Как известно, продавать кредиты он будет через «свои» центры. Но на других дилеров у его акционеров также есть рычаги воздействия, говорит глава розничного подразделения одного из крупных российских банков. «Не забывайте, что именно автоконцерн принимает решение, кому какую квоту на автомобили выделить»,— рассказал Banki.ru глава одного из крупных розничных банков на условиях анонимности. С учетом того, что Toyota и Lexus являются «народными автомобилями» (по данным эксперта, в прошлом году треть продаж пришлась на марки именно этих автомобилей), в интересах многих дилеров будет позволить «Тойота Банку» выдавать кредиты через свои центры и, таким образом, сохранить квоту, чем отказаться от сотрудничества с ним и потерять ее. Впрочем, по его мнению, административными мерами проблему развития бизнеса решить не удастся.

Мнения участников рынка относительно того, какую долю рынка займет Тойота Банк на рынке автокредитования, разделились. Зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов полагает, что на общем рынке автокредитования у «Тойота Банка» шансов стать заметным игроком практически нет. Однако у него есть возможность завоевать вплоть до 50% сегмента продаж автомобилей Toyota. «У меня была возможность анализировать схожие проекты подобных банков, прогноз в 50% привожу, основываясь на этих данных», — рассказал г-н Торхов Banki.ru.

Директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов сомневается, что Тойота Банку удастся полностью взять под контроль все продажи в кредит автомобилей Toyota и Lexus. «Требования Тойота Банка к заемщикам могут отличаться от российских стандартов и не все потенциальные заемщики будут им удовлетворять», — считает он. По его оценкам, банк может рассчитывать на долю общего рынка автокредитования в размере 5%.

Однако Валерий Кардашов, зампред правления Русь-Банка, с ними не согласен. Он говорит, что у Тойота Банка есть шанс завоевать долю посерьезнее на рынке автокредитования. По его словам, успех кредитной организации напрямую будет зависеть от программ мотивации автосалонов-партнеров, а также от программ лояльности для клиентов.

Все они считают, что сверхприбыли у банка такого формата быть не может. «Подобные организации создаются для повышения эффективности продаж определенных автомобилей, — продолжает Валерий Торхов из «Авангарда». – Они — не самостоятельные организации, а «придатки» производителя». Однако, обслуживание клиентов через «свой» банк даст Toyota возможность повысить лояльность покупателей.

Впрочем, Тойота Банк – не единственный, кто будет повышать лояльность автолюбителей. 19 июля 2007 года свой дочерний банк в России — ДаймлерКрайслер Банк Рус — зарегистрировал автоконцерн DaimlerChrysler (производитель автомобилей марки Mersedes). Об аналогичных планах, по некоторым сведениям, подумывают компании Renault-Nissan и BMW. По прогнозам собеседников Banki.ru, доля банка ДаймлерКрайслер Банк Рус на рынке автокредитования будет еще меньше, чем у Тойота Банка, поскольку объем продаж в кредит «Мерседесов» в 2007 году, по их сведениям, составил порядка 5—7%.

Светлана БАРСУКОВА, Наталья ЧЕРКАШИНА