Как вернуть украденные деньги с кредитной карты
Дата: 20.09.2013
Рубрики: Кредитные карты
Украсть деньги с пластиковой карты не сложнее, чем вытащить из кармана кошелек. Вы рискуете своими сбережениями практически при любой операции с кредиткой.
Что делать, если с пластиковой карты неожиданно исчезли деньги? И трат, вроде, не было, и карточку никто не терял… Ответ один: нужно немедленно требовать от банка отмены “чужеродных” операций. Иначе с деньгами можно попрощаться навсегда.
Достаточно часто добросовестным и упорным картодежателям удается добиться правды и вернуть свои деньги. Если действительно доказано, что операция была мошеннической, банк часто предоставляет клиенту возможность получить компенсацию. Правда, компенсируется не обязательно вся пропавшая сумма, это может быть и 30%, особенно в случае, если документы подтвердили, что транзакции были сделаны клиентом. Но, в принципе, банки идут на то, чтобы компенсировать деньги, украденные мошенниками.
Механизм опротестования незаконно снятых сумм с карты банки называют chargeback. Обнаружив пропажу денег, нужно, прежде всего, обратиться в банк-эмитент с заявлением. Далее банк проводит внутреннее расследование, проверяя соответствие информации реально проведенным транзакциям. В случае необходимости, он может потребовать у клиента пакет дополнительных документов.
Подготовив комплект документов и сопроводительную информацию, банк-эмитент отправит chargeback в адрес банка-эквайра (банк, обслуживающий транзакции с картами) или платежной системы. Далее он получит возврат оспариваемой суммы на свой транзитный счет. На этом счету средства будут находиться до истечения 45-дневного срока. В особо сложных случаях срок может быть продлен до 90 дней. “Возврат средств осуществляется приблизительно в половине случаев. Прав оказывается тот, у кого больше доказательств. К примеру, только наличие подписи клиента на чеке увеличивает шансы банка-эквайра до 60%. Если же кассиром была проведена еще и проверка документов, возврат средств, с высокой степенью вероятности, осуществлен не будет.
Если в течение положенного времени банк-эквайр не опротестовывает операцию, деньги будут возращены клиенту. Если же эквайр отказывается признать транзакцию мошеннической или ошибочной, банк и клиент имеют право провести повторное опротестование, предоставив дополнительные подтверждающие документы. Если второй раз все прошло успешно, ранее “замороженные” средства перечисляются клиенту. В противном случае банк-эмитент получает предарбитражное уведомление. Чтобы не стать жертвой такой ситуации, нужно всего лишь выполнять основные требования безопасности при пользовании платежной карточкой: не разглашать ПИН-код и не предоставлять возможность пользоваться карточкой третьим лицам.
В большинстве случаев расходы на опротестование карточных транзакций ложатся на держателя карты. Обычно банки устанавливают минимальный тариф за проведение опротестования операций - $5-10 (стоимость рассмотрения chargeback”а платежной системой составляет около $4,5), а некоторые и вовсе не взимают плату за опротестование. Эти расходы не включают в себя оплату последней стадии “разборок” - арбитража платежной системы.
Опротестование операций с картами не всегда проводится по причине мошенничества. По оценкам банкиров, до половины обращений клиентов с жалобами на незаконные транзакции связаны с так называемым “человеческим фактором”. Более половины всех случаев опротестования приходится на людей, осуществлявших оплату в нетрезвом виде. Чаще всего опротестовываемая операция проводится в ресторане или баре.
Достаточно сложно оспоритьоперации с картой, совершенные в Интернете. Многие банки давным-давно оговорили в “карточных” договорах полную ответственность клиента в случае, если он не заблокировал карту для использования в Интернете.
Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги, украденные с карты?
Связаться с банком и уточнить: когда, на какую сумму, в какой стране, в каком городе была совершена данная операция.
Убедиться, что эта операция не была совершена членами семьи, которые имеют доступ к карте и знают ПИН-код.
Собрать подтверждающие документы (например, справку с работы о том, что держатель карты не был в отпуске, когда его картой кто-то оплатил покупку где-нибудь в Зимбабве).
Обратиться с заявлением в банк, приложив подтверждающие документы.
Терпеливо ждать завершения процедуры опротестования (30–40 дней).
Если банк не удовлетворил претензию, требовать проведения повторного опротестования, а потом и международного арбитража.
Если ничего не помогло, подавать иск в суд.